С 27 по 29 августа на Камерной сцене Архдрамы пройдёт финал конкурса новой драматургии «Ремарка» — читки девяти пьес, обсуждения их с авторами-драматургами, режиссёрами, артистами и зрителями, а также просветительская программа — театроведческие лекции. Первый день посвящён «Маленькой Ремарке» — трем пьесам для детей и подростков, а оставшиеся два — «Большой».
Отличие «Ремарки» от других конкурсов драматургии в том, что он мобилен — каждый раз финал проводится в разных городах — он был в Красноярске, Новосибирске, Петрозаводске, Казани, Вологде, Уфе, а в этом году оказался в Архангельске при поддержке Союза театральных деятелей России. В прошлом году в Красноярске из двух читок выросли спектакли, а другие попали в поле внимания, возможно, из них получатся постановки позже. Цель переезда — знакомить разные театры в разных городах с современной драматургией, с тем, что она не такая непонятная и страшная, и тем, что актуально на данный момент.
Для Архангельска такой формат взаимодействия с театральным искусством не новинка. Два года назад в Архангельском Молодежном театре, проходил выездной день фестиваля молодой драматургии «Любимовка», здесь происходят лаборатории по современной драматургии.
Фестиваль «Ремарка» — это возможность объединить всех театралов города под одной крышей, дать возможность почитать современную неизвестную драматургию и познакомить с ней не только профессиональное сообщество, но и зрителей.
— В читках принимают участие не только актеры Театра драмы и зрители, но и актеры других театров: Северодвинского, Театра кукол и Молодежного. Конечно, нам хотелось максимально объединить все театральные ресурсы — и очень жаль, что в читках не смог принять участие Котласский драматический театр, но на это есть объективные причины, — прокомментировал состав участников директор театра Сергей Самодов.
Концепция «Ремарки» в этом году изменилась. Раньше, по итогу конкурса, составлялись лонг- и шорт-листы, а далее выбирались три победителя, в этом году «Ремарка» ограничилась только шорт-листом, из которого жюри экспертов выбирало те пьесы, которые будут читаться в финале. Но конкурс не называет их победителями — это «личный выбор». В «Маленькой ремарке» работает не только взрослое, но и подростковое и детское жюри — ребята читают пьесы и выбирают то, что им больше всего нравится, облегчая работу экспертов — взрослые контролируют, но не додумывают за детей их предпочтения.
Приз симпатий в «Маленькой Ремарке» в этом году был у пьесы «Обнимательная машина» Маргариты Кадацкой. Это вольная фантазия на тему истории Темпл Грандин, девочке-аутисте, а впоследствии нобелевском лауреате по биологии. Она изобрела «Обнимательную (обжимательную) машину» для того, чтобы успокаиваться при приступах паники. Режиссёр Андрей Гогун для читки выбрал необычный подход, призвав читать зрителей.
«Ремарка» — это площадка для обсуждения новой драматургии. Здесь зритель может напрямую задать вопрос автору пьесы «А что вы имели ввиду?» или выразить свои недовольства от услышанного. Режиссер может познакомиться с драматургом тех пьес, с которыми работает или хочет работать. Актеру посмотреть на реакцию любимого автора и зрителя.
Но реакция зрителя здесь основная. «Ремарку» можно назвать пробой пьес на аудитории, некий творческий срез уровня предполагаемого живого взаимодействия со зрителем. По словам Сергея Самодова, «Ремарка» — это возможность соединения автора и зрителя для занятия сотворчеством и дальнейшего полноценного творческого развития для каких-либо произведений. Он подчеркнул важность подобных конкурсов и такого формата взаимодействия театра со зрителем.
— Не все новые пьесы становятся полноценными спектаклями, но они публикуются и могут представляться в формате читок. «Ремарка» — один из шанцев и вариаций пути до зрителя. Это важное и благое дело. Современная драматургия может дать быстрый и своевременный ответ на те социальные и политические процессы, которые происходят именно сейчас в мире, — сказал он.
Один из особенных направлений работы конкурса — читка и презентация новой детской и подростковой драматургии. Российские театры боятся брать что-то новое, говорить с невзрослым зрителем на тяжелые, колкие темы, считая, что это будет болезненно им воспринято. Сейчас театр для ребенка носит рекреационную функцию, но «Ремарка» хочет немного изменить эти устоявшиеся правила и показать театрам, что на самом деле интересно современному ребенку.
— После реальной реакции ребенка на пьесу, театру сопротивляться и отказываться от новой драматургии уже бессмысленно. Вам только что доказали, что это работает. Поняли, приняли, значит, нужно работать. Но главный результат читок — не спектакль. Мне кажется, что очень важно пробовать что-то новое, проверять, как может работать какой-то материал. Это настоящая учеба для драматургов и театров, — прокомментировала особенности работы с детским материалом эксперт конкурса Юлия Каландаришвили.
В рамках «Маленькой Ремарки» также была читка пьесы «Чёрное, белое и настоящее» Анны Бессчастновой. Эта пьеса с возрастным ограничением 6+, но она про алкоголизм глазами ребенка.
— У нас было очень много споров, можно ли детям рассказывать и показывать такие истории, насколько им это будет понятно, — поделилась другой эксперт конкурса, Мария Огнева. — Это важная тема, но она в современном театральном мире кажется острой, на ней до сих пор стоит табу. Но в детской литературе эта и подобные темы поднимаются, и нам кажется, что это путь к решению тяжелых проблем через искусство.
По словам Сергея Самодова, современная драматургия заходит на поле журналистики. Происходит событие — и она быстро анализируют ее.
— Прелесть современной драматургии в том, что драматург очень быстро откликается на реальность, в отличие от писателя, которому нужно несколько лет — а драматург существует в современности. Театр быстрее реагирует на то, что происходит за окном. «Черная пурга» — пьеса Анастасии Букреевой, говорит и реагирует на то, что происходит сейчас, что волнует человека в данный момент, — согласилась с Сергеем Самодовым Юлия Каландаришвили.
На вопрос о том, почему финал «Ремарки» будет интересен не только профессиональному сообществу, но и простому зрителю, ответила Мария Огнева.
— Эти пьесы про тебя и на твоем языке. Они не про чеховских героев и какой-то вишневый сад, который тебе не актуален, не про какую-то строптивую женщину, которую надо укрощать, а про людей вокруг тебя и про тебя в том числе, — сказала Мария Огнева.
Анастасия Бондина