В Архангельском молодежном театре В. Панова прошла лекция молодого кинорежиссера Николая Флотского «Погружение в трансцендентное». Это мероприятие стало заключительным в программе XVII фестиваля «Европейская весна», который в этом году сосредоточил свое внимание не только на театре, но и кино.
Николай Флотский – архангельский режиссер, выпускник сценарно-киноведческого факультета Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова и Высших курсов сценаристов и режиссеров в мастерской В. И. Хотиненко, В. А. Фенченко и П К. Финна. Также он получил лингвистическое образование в САФУ имени М. В. Ломоносова. Сейчас он преподает у иностранных студентов в СГМУ и параллельно снимает фильмы.
В этом году молодой режиссер был удостоен премии Архангельской области в сфере культуры и искусства за создание документальных фильмов о Русском Севере и художественного короткометражного фильма «Теорема».
В начале своей лекции Николай Флотский рассказал о собственном видении трансцендентального кино. В переводе с латинского языка «трансцендентальный» – выходящий за пределы, перешагивающий в иной мир. Изначально этот термин использовался только применительно к религии – как точка пересечения реального и ирреального. Позднее немецкий философ Иммануил Кант в своей работе «Критика чистого разума» разделил два понятия: трансцендентальный и трансцендентный.
Термин «трансцендентальный» подразумевает под собой все средства, через которые можно познать мир. Трансцендентным философ считает то, что человек совсем не может познать. Поэтому трансцендентальное кино позволяет зрителю познать самого себя, старается подтолкнуть его к этому.
Все трансцендентальные фильмы состоят из трех частей: обыденность, несоответствие, стадис. Обыденность – воссоздание банальных элементов повседневной жизни. Она призвана убедить зрителя, что ничего не произойдет. Несоответствие – реальные или потенциальные разногласия человека с окружающей средой, конфликт между героем и внутренним или внешним миром. Стадис (от лат. – «застывшее движение») – финальный «застывший» кадр, который подводит зрителя к катарсису.
По словам Флотского, самый яркий российский режиссер, который занимается созданием метафорических фильмов, – это Рустам Хамдамов. К этому же направлению можно отнести Андрея Тарковского. Из зарубежных режиссеров Флотский особенно выделяет венгра Белу Тарра, мексиканца Карлоса Рейгадаса, филиппинца Лава Диаса. Сам Николай говорит, что его работы нельзя отнести к трансцендентальному кино: в них есть только отдельные элементы.
После лекции состоялись просмотр и обсуждение двух картин, срежиссированных Николаем Флотским: его курсовая работа «Птичка», снятая в 2018 году, и «Теорема», снятая в 2019 году как дипломная работа. В съемках обоих короткометражных фильмов были задействованы артисты Архангельского молодежного театра Евгения Плетнева и Евгений Шкаев. Картины уже приняли участие в большом количестве кинофестивалей, таких как «Горький fest», «Короче», «Будем жить», Arctic open, «Амурская осень» и Tromsø International film festival.
Сейчас к выходу готовится третья работа Николая – «Обет». В съемках этой картины приняли участие пановцы Евгения Плетнева и Степан Полежаев, а также студентка СГМУ из Индии Лакшми Тевар. Она будет показана осенью в Архангельском молодежном театре.
Сейчас в планах у Флотского снять полнометражный фильм. На вопрос: «О чем вы снимаете?» – молодой режиссер отвечает: хрупкость человека. Именно эта тема прослеживается во всех его созданных на данный момент работах.
Александра Коковина, фото: Екатерина Чащина