Проект «Русская классическая школа» перестал быть учебным экспериментом — у системы сотни последователей по всей России и за рубежом, и для них это не просто преподавательская методика, а образ жизни. Об особенностях школы нам рассказали руководители РКШ в Архангельске — Ирина и Дмитрий Костюченко.
— Как «Русская классическая школа» оказалась в Архангельске?
— Проект основан в Екатеринбурге группой разработчиков — неравнодушными педагогами и родителями, и эту инициативу подхватили в других городах России и даже за рубежом. Мы узнали о ней случайно в Интернете и были поражены до глубины души тем, насколько это коррелировало с нашими желаниями и мыслями на тот момент. Глобальное знакомство с системой произошло в 18-ом году, когда мы, совместно с методистами из Екатеринбурга, сделали городской семинар, участие в котором со всей области приняли более ста человек. После него несколько семей переняли наш опыт и своими силами обучали детей по системе школы. Сейчас мы все вместе учимся в одном здании.
— О каких мыслях и желаниях идет речь?
— Мы видели ряд проблем и не могли найти пути их решения — дети приходят в первый класс мотивированные, у них есть жажда познания, любознательность, а к средним классам они чувствуют нелюбовь к обучению. Что происходит с ребенком? Мы не могли ответить на этот вопрос, и поэтому были в поиске альтернативы. Я увидела аббревиатуру РКШ и поняла, что это сокровище. Мы перевели наших детей на домашнее обучение и стали учить по этой системе. К нашему классу добавились дети нескольких наших знакомых, по итогу он состоял из семи человек. Два года мы учились в Заостровье, а потом наш митрополит перевел нас в здание на Урицкого, а сейчас этот класс перешел в 4-ый.
— РКШ — это централизованная система? Есть ли у центра шефствование над вами?
— Иногда система школы реализуется, включая скорочтение и ментальную арифметику, но для нас это неприемлемо. Мы не называем РКШ сетью заведений — в Екатеринбурге существует федеральный интеллектуальный центр, который делится своими наработками и методиками, но ответственность за реализацию он не держит. Некоторые «последователи» чувствуют моду, ловят эту популярность и преследуют коммерческие цели. Но в наших классах методика реализуется по классическому принципу. Сегодня в каждом городе России есть РКШ-классы и семейные объединения, альтернативные классы могут открывать и школы на федеральном уровне, но делают это очень редко.
— Почему вы против скорочтения?
— Эта методика для взрослых — когда, к примеру, к какому-то деловому событию нужно осилить большой объем информации за короткий срок, грубо говоря — механическое чтение. Оно не имеет никакого отношения к художественной литературе, которая преподается в школах. С тем же успехом можно читать краткие пересказы. Мы же обучаем технике чтения по Ушинскому — это кропотливая работа с каждым словом, а не чтение по слогам на скорость. Дети сливают услышанные звуки в слово, и педагог задает по нему вопросы, чтобы у ребенка сложился его полноценный образ. Мы преподаем детям осмысленное чтение — да, это долгий путь без быстрых результатов, но он прививает интерес к чтению без принуждения. Потом дети сами берут книги и читают их.
— Отличается ли документ об окончании РКШ от обычного аттестата?
— Формально дети, которые обучаются в нашей школе, учатся на семейной форме обучения, в семейном классе. Пока у нас нет лицензии, и мы не имеем право выдавать документы об образовании. Мы прикрепились к общеобразовательной школе «Ксения», и проходим аттестацию там.
— Есть ли негатив в вашу сторону по поводу того, что «Ксении» пришлось съехать из здания на Урицкого?
— Он был, но не в нашу сторону, и даже его сейчас мы не чувствуем. РКШ и «Ксения» нашли общий язык и сейчас активно и комфортно сотрудничают.
— Ваша форма реализации РКШ — частная православная гимназия. Обучение — платное?
— Обучение платное, но так как помещение нам предоставила епархия, стоимость получается минимальной.
— Какая у вас база, основная связующая учеников и школу?
— Филологический блок основан на книгах Ушинского, который был православным человеком, но множества религиозных текстов у него нет. Он тонко чувствовал природу ребенка и ту меру, в рамках которой ему надо об этом сообщить. Наша культура основана на православии, и наша цель — укоренить детей в нашем национальном коде, ведь только зная основы и истоки прошлого, ребенок чувствует себя устойчивее в этом мире. Школа пропитана христианскими ценностями, они стоят на первом месте.
— Могут ли в школе учиться дети других конфессий?
— Конкретно в нашем случае — нет, это епархиальная структура, и люди, которые идейно-мировоззренчески против, то есть из других конфессий, не могут тут учиться. И это не они нам не подходят, а мы — им. Мы молимся перед началом, в конце дня и перед трапезой, у нас конфессиональные каникулы и праздники по церковному календарю. Это абсолютно нормально для детей из семей, которые здесь учатся.
— Помимо каникул — чем отлична программа?
— Есть уроки закона Божия, церковно-славянский язык, каллиграфия, чистописание.
— Уроки полового воспитания в старшей школе будут?
— Секс-просвета в стенах школы не будет. Это неприемлемые для нас вещи. С одной стороны будет анатомия, но не функциональная, а с другой — любовь, влюбленность, рассказ о чувствах.
— Как я понимаю, на данный момент у вас нет помещения для физкультуры, какая у ваших детей физическая нагрузка?
— Да, у нас нет помещения, но мы поняли, что это один из основных предметов, который должен быть в начальной школе. Школа не должна закрепощать детей — это напрямую связано с работой мозга. Родители первого класса в прошлом учебном году проявили инициативу и сами нашли учителя физкультуры, дети катались с ним на лыжах. В этом году физическая подготовка будет во всех классах.
— Старший в этом году — четвертый класс, а готовы ли вы к средней школе?
— В этом году нам нужно подобрать преподавателей для пятого класса, особенно мы в поиске учителя математики. В системе РКШ дети на уроках математики сами выводят формулы, много наглядности, разных приборов. Главная особенность — предметное изучение математических наук:отдельно арифметика, алгебра, тригонометрия… как раньше. Эта система подойдет для увлеченных и ищущих педагогов.
— Большую часть здания занимает Детская музыкальная школа №1 Баренцева региона. Вы сотрудничаете с ними?
— На хоровом отделении школы открылось направление «православное пение». У нас проходят совместные концерты. А по выходным здесь работает Епархиальная Воскресная школа, некоторые наши ученики ходят и туда. На самом деле, это уникальный симбиоз дружбы и сотрудничества нескольких учебных заведений в одном здании — мы никогда такого не видели.
— А как у вас обстоят дела с технологиями?
— В школе не предусмотрено использование смартфонов. Обычно дети до пятого класса общаются в соцсетях с теми же одноклассниками, с которыми сидят в одном помещении. Вместо телефонов они придумывают себе досуг. Родители не против.
Соцсети — это информационные сети, а мы прививаем экологичный подход к использованию сетей и размещению информации о себе в них. Ведь все, что попадает в Интернет — навсегда там остается. И экран в принципе плохо влияет на развитие ребенка, даже если это развивающие видео, но мы понимаем, что иногда для наглядности лучше показать видео, что для отчетности подойдет компьютер, мы все понимаем и не учимся при свечах.
— Расскажите про ваш индивидуальный подход к детям.
— Неграмотность не передается по наследству — если ребенок что-то не может усвоить, нужно показать его специалисту — нейропсихологу, логопеду или психолингвисту. Мелочи в поведении могут указывать на проблемы, и мы за этим пристально следим.
— Как ваши педагоги проходили переподготовку? Кто их обучал?
— Они обучены методистами школы, а единственный педагог, который не прошел очное обучение, посмотрел все лекции онлайн, у РКШ огромная онлайн-база. К онлайн-обучению мы планируем отправить его на очные семинары в Екатеринбург.
— Что вы понимаете под «традициями отечественной педагогики»?
— Это широта взглядов, открытость к новому — адаптация чужих культур и взглядов, вытаскивание из них самого лучшего. Это все, что накоплено за прошлые годы преподавания. Это методика, которая отталкивается от природосообразности в обучении с учетом психологических и физиологических особенностей ребенка. Конец 19 столетия — расцвет, золотой век преподавания всех наук, золотой фонд методологии. Но сейчас это не только наше наследие, а общечеловеческое, систему берут за основу в Скандинавии и в странах Европы. Мы хотим сформировать нравственного человека в системе православных ценностей и дать ему качественные знания. Мы воспитываем грамотных верующих людей.
Автор: Анастасия Бондина