Ежегодно «Ночь музеев» вызывает настоящий ажиотаж. Все музеи бесплатно открывают свои двери в нетипичное для них время, разрабатывают интересные программы — в них, помимо экскурсий и лекций, входят мастер-классы, лекции, перформансы, концерты.
Музеи становятся площадкой для работы не только штатных сотрудников, но и для писателей, художников, театралов и других специалистов из области искусства. Все программы идут одновременно. И, слушая лекцию об истории моды в одном месте, пропускаешь кинолекторий в другом. Но эта история не об упущениях, а об открытиях, как для посетителей, так и для самих музейщиков.
Подобный людской наплыв нетипичен для самих музеев — работники галерей, находящихся на базе маленьких особняков, испытывают из-за него сильное волнение. Ведь работа музея заключается не только в просветительской деятельности, но и в сохранении нашего с вами наследия.
Люди, посещающие музей раз в год, и этот раз обычно приходится на Ночь музеев, не знают правил посещения мест хранения искусства, и музейщики об этом прекрасно помнят по прошлым акциям. Но в этот раз посетителей было меньше — сработали пандемийные ограничения и прекрасная погода, которая в мае в Архангельске обычно редка, и праздник под слоганом «Больше, чем музей» прошел без эксцессов.
— Мы заждались, и в этом году счастливы видеть наших любимых посетителей офлайн, — делится радостью куратор Ночи музеев государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Валерия Зиновьева. — Эта акция популяризирует музейные экспозиции среди новых групп посетителей. Также мы познакомили гостей с нашим проектом-коллаборацией с Архангельским театром драмы «ДрамАрт» — рассказали об изобразительном искусстве двадцатого века через поэзию.
— Это праздник, знаменующий открытие белых ночей, — согласен с Валерией старший научный сотрудник объединения Сергей Неверович. — И я естественно испытываю к нему большой трепет. Например, экскурсия по выставке «Север. Притяжение» в музее изобразительных искусств прошла не совсем в штатном режиме. То, что представлено, можно подавать под разными углами, и углубляться в какую-то чернуху сегодня мы не стали. Вы заметили, что треть художников выставки — участники войны. Но это совсем незаметно по их работам – это морские пейзажи, зарисовки из жизни поморов. Авторы этих работ прожили войну, но это не значит, что они страдали всю оставшуюся жизнь. Эта выставка светлая, тем более в такую погоду.
Но программу Ночи музеев в музее изобразительных искусств открыла другая выставка — Валерия Сакова «Встреча». Вы знаете этого художника по мозаике «Михаил Ломоносов» на кинотеатре «Русь».
![](https://dvina29.ru/wp-content/uploads/2021/05/sakov-rasskazyvaet-o-svoej-vystavke-1000x750.jpg)
Но Валерий Викторович известен не только своими мозаичными панно, но и витражами, станковыми графическими, живописными произведениями и монументальными работами. Название для его персональной выставки выбрано неслучайно, за 50 лет работы на Севере это первая личная встреча художника с посетителями музея. До этого его работы здесь не выставлялись.
Презентовала выставку давняя знакомая Валерия Сакова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения Зоя Кулешова.
— Я, готовя экспозицию, поймала себя на мысли, что мы не всегда любопытны к тому человеку, с которым близко и долго общаемся, — говорит Зоя Дмитриевна. — Посмотреть вглубь его личных и творческих интересов не всегда хватает времени. Я очень рада, что у меня была такая возможность. Валерий Викторович представляет нам очень неожиданную выставку с точки зрения материала, но в то же время очень художественного мышления. Мы с вами видим знакомые художественные образы, но выполнены они не маслом, а в мозаичной технике. Такой формат в искусстве называется «неживопись» и является очень современным. Мы видим с вами совершенно молодого душой художника, чувствуем его радостное, почти детское ощущение мира.
Валерий Саков и Зоя Кулешова уже полвека работают на поприще искусства, а вот новое поколение музейщиков представляли ребята из проекта «Муза», в объединении их называют «музята».
— «Муза» — новое поколение музейщиков, — рассказывает куратор проекта Валерия Зиновьева. — Это музейно-образовательный проект, который существует уже больше четырех лет, и все это время мы с учениками и выпускниками участвуем в Ночи музеев. Проект воспитывает поколение, которое хочет прийти в музей и проводить там экскурсии. Эта история о преодолении себя, страха выступлений перед публикой. В этом году мы выбрали для музят одну из самых сложных тем — древнерусское искусство. Мы хотим, чтобы ребята в легкой манере донесли до нашего зрителя об этой важной составляющей нашей коллекции. У нас огромное количество древнерусского искусства XIV-XVIII веков, и мы этим очень гордимся.
Валерия Зиновьева, помимо работы в музее, — преподаватель по искусству в Архангельском государственном лицее им. М. В. Ломоносова. Именно на одном из уроков сегодняшняя ученица 10-го класса, тогда 8-го, Лада Лобанова, узнала о проекте и решила в нем поучаствовать.
![](https://dvina29.ru/wp-content/uploads/2021/05/lada-lobanova-1000x750.jpg)
— Проект существует на базе музейного объединения, на уроках нас обучают музейному делу, рассказывают об экспозициях музеев от древнерусского искусства до авангарда, — рассказывает Лада. — Потом, защитив выпускные работы, нас приглашают принять участие в подобных Ночи музеев мероприятиях. Также мы проводим экскурсии для детей из детских домов, работаем на новых выставках. К этой акции мы готовились целый месяц, много репетировали. Древнерусское искусство мне особенно по душе, так как я учусь в классе с углубленным изучением истории. Здесь я представила тему — «Житийная икона Святого Николая Чудотворца», ее история мне близка.
Заведующая отделом русского искусства Дарья Эрдман читала лекцию «От кутюр. Модные львы и львицы на полотнах музейной коллекции» в усадьбе Екатерины Плотниковой.
— Исходя из темы события «Больше, чем музей», я решила порадовать себя и рассказать о том, что мне нравится, — говорит Дарья. — Искусство, история и история моды очень взаимосвязаны. Это не та тема, которой мы обычно касаемся в нашей просветительской деятельности, но в то же время это не совсем оторвано от музея. Сегодня мы рассказывали о портретах из музейной коллекции и рассматривали модные детали на них. Часто зрители, не обладая контекстом, пропускают, не замечают очень многие вещи, но для понимания они важны.
![](https://dvina29.ru/wp-content/uploads/2021/05/koncert-antipova-2-1000x750.jpg)
Среди посетителей Ночи музеев был известный художник Дмитрий Трубин. Он пришел послушать концерт-лабораторию «Русская Минерва кистью Лампи». Главная гостья — Елизавета Антипова, сопрано из Санкт-Петербурга, представляющая вокальную мастерскую Елены Образцовой. Также в концерте принимали участие и её юные ученицы. Презентовала вокалисток Дарья Эрдман:
— Представьте, что вы погружаетесь в атмосферу великосветского музыкального салона, потому что именно здесь, в белом зале дома Екатерины Кирилловны Плотниковой, звучали подобные концерты, собирался весь свет Архангельской публики. Послушать специалиста такого масштаба, тем более бесплатно — великое событие для города.
Если в белом зале усадьбы был великосветский раут, то параллельно ему в историческом зале проходил мастер-класс «Театральный экспромт» Романа Абрамовского, режиссера любительского театра «Жизнь».
![](https://dvina29.ru/wp-content/uploads/2021/05/jeto-pered-tem-kak-sdelat-svoj-performans-abramovskogo-podgotovka-k-nemu-1000x750.jpg)
— «Ночь музеев» — экспериментальная площадка, на которой мы находим интересных новых людей, — комментирует свое творческое присутствие на акции Роман. — Каждый год — новые люди, с которыми интересно пообщаться, а для нашего любительского театра мы находим новых актеров. Мы провели перформансы на основе картин известных художников. Смысл лаборатории состоял в том, что посетителям в совсем маленьких группах нужно было инсценировать сюжет картины, а потом узнать от научного специалиста, правильно ли они почувствовали историю героев без знания контекста или нет. Получилось очень увлекательно.
Помимо работы внутри помещений, Ночь музеев была и на улицах города. В музейном дворике рисовали шаржи, прошли концерты, а Иван Катышев, заведующий музеем художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова, провел несколько экскурсий «Старый Архангельск» по историческим местам города.
— У работников культуры подобные праздники — обычные рабочие будни, но это отличная возможность встретиться с нашими посетителями в нетипичной обстановке, — считает Иван. — С другой стороны, это превращается в некую культурную жвачку, но мы со своей стороны, как музейщики, пытаемся сделать это событие не попсово. Мы не ограничиваемся только нашими экспозициями и нашими штатными мероприятиями. Музейное объединение вобрало в себя часть старого Архангельска. Мы провели несколько экскурсий от музея Борисова через музей Писахова и Плотниковой к особняку на Набережной. Удивительно, что даже архангелогородцы впервые видят некоторые места, по которым мы ходили.
Школьники Анастасия и Семен были впервые на Ночи музеев. Они успели посетить два мастер-класса: «Арктические мотивы», который проводила художница Елена Петрова, и по каллиграфии Кирилла Старицына.
— По музеям не ходим совсем, а тут такой сюрприз, тем более само посещение бесплатно, — делятся ребята. — Будем ходить еще.
Придут ли школьники еще в музей? Это большой вопрос.
Заведующая отделом «Художник и сказочник Степан Писахов» музейного объединения Наталья Козлова высказалась по этому поводу.
— Такое ощущение, что люди думают, что музеи открыты только раз в году, — комментирует Наталья. — Люди привыкли, что есть одна бесплатная музейная ночь, а в остальное время можно не ходить. Изначально целью ночи было сделать музеи доступными и сформировать потребность ходить в них, а получилось наоборот. К сожалению, архангелогородцы не приходят к нам до следующей ночи. А еще многие считают, что раз бесплатно — значит, это не престижно. Сегодня посетители за 10 минут проходили экспозицию из восьми залов. Вопросов было мало. Для многих посещение музейных пространств в эту ночь — галочка на год вперед. Музей — это не место для «просто пообщаться», это культурный досуг.
Хочется отметить, что практика бесплатного посещения и нетипичных мероприятий у музеев существует на постоянной основе. И это не только всероссийская Ночь музеев. Музеи живут круглый год.
Анастасия Бондина