16 января состоялась первая в 2021 году премьера Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова. Ею стал совместный с благотворительной организацией «Время добра» спектакль «Питер Пэн» по мотивам сказок Джеймса Мэтью Барри. Режиссером выступил артист театра Михаил Кузьмин.
Стоит отметить, что это уже третий режиссерский опыт артиста. В 2019 году на камерной сцене театра был представлен спектакль «Волшебное кольцо», а к новогодней кампании на главной сцене – «Маугли».
Взяв курс на режиссуру детских спектаклей, Михаил Кузьмин пытается каждую новую постановку выстраивать в своей стилистике. Так случилось и с «Питером Пэном». В этот раз герои известной волшебной сказки про мальчика, который не хотел взрослеть, погрузились в фантазийный мир музыки и подростковой неугомонности…
В глубине сцены стоит старый автобус без колес, разрисованный цветными граффити. Судя по всему, он является домом для потерявшихся мальчиков, о которых заботился Питер. Вокруг него – большие гелевые разноцветные шары. Над ним подвешены облака, представляющие собой белые мешки, наполненные цветными воздушными шариками. Такой здесь Неверленд – территория драйва, зажигательной музыки и свободы от скучных взрослых.
Вначале мы знакомимся с многодетной семьей Дарлингов. Отец (Дмитрий Беляков) – самый глубокомысленный и занятой человек в семье. Миссис Дарлинг (Мария Беднарчик) – воплощение идеальной матери многодетного семейства. Венди, Джон и Майкл (Татьяна Сердотецкая, Артур Чемакин и Константин Мокров) – беззаботные, счастливые дети, верящие в чудеса.
В одну из ночей к ним прилетает Питер Пэн со своей вечной спутницей – феей Динь-Динь. Питер Пэн в исполнении Александра Зимина – словно кумир девочек-подростков. Бунтарь с взъерошенными волосами, в стильном костюме с оторванными рукавами, ездит на гироскутере… Одним словом, неформальный чувак, живущий по своим законам. Несмотря на строптивость, он оказывается ранимым и плаксивым: обнаружив пропажу своей тени, сразу кинулся в слезы. На помощь в этот момент приходит его верная подруга фея.
Динь-Динь Анны Рысенко – будто выходец из скаутского движения. Она одета в серо-зеленые рубашку и шорты, волосы забраны в аккуратные калачики: только прозрачные крылышки на обуви выдают в ней сказочное существо. Свои эмоции она выражает без слов, используя для этого судейский свисток. Только Питер Пэн понимает ее язык и может перевести его на человеческий.
Успешно найдя тень Питера, герои все вместе улетают в Неверленд: Питер – на борьбу со своим заклятым врагом Капитаном Крюком, Венди – чтобы стать мамой потерявшихся мальчишек, а Джон и Майкл – просто навстречу приключениям. А их будет немало.
Главный злодей этой истории – Капитан Крюк, которого тоже играет Дмитрий Беляков. Вместе со своей свитой из двух пиратов: Черный Юмор (Александр Субботин) и Мясорубка (студиец театра Ян Кузнецов), без конца строит козни, но никогда не доводит их до конца из-за своей же невнимательности. Это трио – словно панк-рок-группа, которая имеет армию фанатов-пиратов. Точнее сказать, пираток, ведь их изображали преимущественно девочки. Они косят под своего кумира Крюка – одеты в черные кожаные куртки и рваные джинсы, с немыслимыми начесами на голове и мрачным макияжем.
Более позитивно и располагающе выглядят мальчики-беспризорники, живущие под присмотром Питера Пэна: именно для них Венди хотела стать мамой.
В разноцветных свитшотах и шапочках, они вызывают умиление своим поведением и наивными просьбами. Особо на фоне остальных выделялись Болтун и Малыш. Ксения Корельская (выпускница Архангельского колледжа культуры и реквизитор театра) удачно дебютировала в роли Болтуна, который на протяжении всего спектакля был активным выразителем общего мнения мальчишек, а немного заторможенный Малыш в исполнении студийца театра Ивана Грязнова привносил в их коллектив нотки меланхолии.
Несмотря на то, что Неверленд оказался очень похожим на место сходки молодежных группировок и субкультур, в нем нашлось место и традиционным сказочным персонажам. Это и индейцы во главе с принцессой Тигровой Лилией (Мария Беднарчик), это и розоволосые русалки, и даже безмолвные Грезы, похожие на снеговичков.
В спектакле принимают участие порядка 60 человек: артисты театра драмы, коллектив пантомимы и клоунады «ТабурЭ театр», танцевальный коллектив «Росинки», студийцы Архдрамы и волонтеры. Безусловно, двигают сюжет вперед главные герои в исполнении профессиональных артистов, а многочисленная массовка служит фоном для основных событий, а также заполняет полупустое пространство сцены.
Спектакль насыщен, а в определенные моменты и перенасыщен, хитами зарубежных исполнителей прошлого столетия: здесь и Nirvana, и Дэвид Боуи, и Pink Floyd.
На фоне этих композиций странно прозвучала песня группы «Машина времени» «За тех, кто в море», исполненная пиратами. Надо полагать, эта хохма была вставлена для взрослых зрителей и родителей, которые привели своих детей на спектакль.
Есть также и отсылки к массовой культуре. Куда уж без них в эпоху постмодерна? Например, когда Питер и Венди чуть не тонут, разыгрывается ерническая пародия на сцену прощания Джека и Розы из «Титаника».
Еще один знаковый жест – рокерская «коза», которую показывают герои друг другу и зрителям в знак признательности и одобрения.
Не обошлось и без интерактива. Когда Динь-Динь самоотверженно выпивает яд – а на самом деле кока-колу, которая, по словам Крюка, ядом и является (единственная здравая мысль в его голове), – то оживить ее смогли только аплодисменты маленьких зрителей, верящих в фей.
И все же не стоит воспринимать этот спектакль как наивную историю для веселого времяпровождения. Перед возвращением домой к родителям Венди произносит проникновенный монолог о важности семейных уз, о любви родителей к детям и детей к родителям. Это толкает ее братьев к решению вернуться домой, а мальчишек-беспризорников – полететь с ними. Только Питер Пэн остается верен своим убеждениям и остается в Неверленде.
Спектакль кончается на лирической и даже грустной ноте. Вернувшись в дом Дарлингов в надежде увидеть Венди, Питер встречает ее взрослой женщиной, которая разучилась летать и стала мамой. Он плачет. То ли от обиды на свою подругу, то ли от разочарования в собственных убеждениях. И даже маленькая дочь Венди не может его успокоить…
Получилась не очень детская – скорее подростковая, но очень драйвовая, динамичная история о том, что детство рано или поздно кончается и с этим надо смириться.
Скорее всего, этот спектакль повторит судьбу предыдущего масштабного спектакля Архангельского театра драмы и студии «Время добра». «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», поставленный Анастасом Кичиком в 2018 году, просуществовал в репертуаре чуть меньше полутора лет, что для театра драмы довольно мало, учитывая, что некоторые спектакли идут десятилетиями. Оно и понятно – собрать в одно время и на одной сцене всех участников – довольно непросто. Но не надо расстраиваться тем, кто не успел на первые два показа. Следующий спектакль-которого-нет (именно так обозначен жанр на афише) обещают уже в марте. Питер Пэн будет ждать вас по адресу: второй поворот направо, а дальше прямо до самого утра.
Александра Коковина
Фото: Екатерина Чащина